Grand Theft Auto: San Andreas (GTA: San Andreas, GTA: SA) — компьютерная игра из серии Grand Theft Auto в жанре Action, разработанная Rockstar North. Это третья 3D-игра в серии и пятая в линейке основных проектов. Для консоли PlayStation 2 Grand Theft Auto: San Andreas была выпущена 26 октября 2004 года в Северной Америке и 29 октября 2004 года в Европе и Австралии. В вариантах для Windows и Xbox игра появилась 7 июня 2005 года в Северной Америке и 10 июня 2005 года в Европе. В России игра была официально локализована и издана компанией «1С» 12 февраля 2010 года.
Предположения
После успеха предыдущей игры, Grand Theft Auto: Vice City, фанаты серии ожидали не менее замечательного продолжения. Большинство игроков терялось в догадках относительно геймплея и сюжета следующей части Grand Theft Auto, которая была официально объявлена 29 октября 2003 года, выпустить игру Rockstar Games планировала в четвёртом квартале 2004 года.[3] В основном слухи относительно содержания игры сводились к двум теориям: действие игры будет происходить в современном штате San Andreas (основанном на Сан-Франциско, Калифорния) или в 1970-е годы в Sin City (основан на Финиксе, Аризона).
Даты выхода и лента новостей
17 и 21 декабря 2003 года Take-Two Interactive зарегистрировала десять торговых марок, имеющих отношение к серии (GTA 5, GTA 6, GTA: San Andreas, GTA: Sin City, GTA: Bogota, GTA: Tokyo).[4] В прессе это сообщение появилось 12 января 2004 года; стало очевидным, что эти названия предназначены для грядущих игр серии.

1 марта 2004 года в ходе своей пресс-конференции Take-Two объявила, что Grand Theft Auto: San Andreas выйдет во вторник, 19 октября 2004 года в США, 22 октября — в Европе[5] и 29 октября — в Австралии. Первые подробности относительно содержания игры относятся к 11 марта, когда было заявлено, что San Andreas не один город, а целый штат с тремя мегаполисами: Лос-Сантос, Сан-Фиерро и Лас-Вентурас, которые основаны на городах Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Лас-Вегасе.

Дата выхода игры изменилась 9 сентября 2004 года после публикации финансового отчёта Take-Two за третий квартал 2004 года. Было объявлено, что версия для PlayStation 2 не появится раньше 26 октября 2004 года в Северной Америке, 29 октября в Европе и 15 ноября в Австралии из-за того, что Rockstar необходимо время для удаления сомнительного содержимого, которое может повлечь ограничения на продажу игры. Несмотря на это, австралийская версия вышла 29 октября как мультиязычная европейская PAL-версия. В то же время Take-Two анонсировала версии для PC и Xbox, запланировав начало продаж на 7 июня 2005 года.

Порт для Xbox и PC вышел в срок, 7 июня 2005 года в США и 10 июня в Европе. Аналогично предыдущим играм серии, обе версии имели текстуры более высокого разрешения, возможность прослушивать пользовательскую музыку в MP3-файлах как дополнительное радио в игре, а также функцию видеоповтора последних 30-ти секунд игры. Версии для консолей также имели режим кооперативной игры для двух игроков; на PC такая возможность отсутствовала.
[править]
San Andreas на лентах новостей

Газета «Calaveras Enterprise» 3 ноября 2004 года сообщила, что Торговая ассоциация сигнализирует о популярности игры в реальном Сан-Андреасе, городке в Калифорнии. Более того, издание утверждало, что в этом городе живёт реальный Карл Джонсон, бывший пастор
ОПИСАНИЕ
Действие игры происходит в 1992 году, во времена расцвета преступности в мегаполисах Калифорнии. Игрок управляет главным героем по имени Карл Джонсон (англ. Carl Johnson), по кличке Сиджей (англ. CJ), афроамериканцем в возрасте около 25 лет. Сиджей вернулся в Лос-Сантос после пяти лет жизни в Либерти-Сити. Он уехал из Лос-Сантоса из-за смерти младшего брата Брайана, в которой его винил старший брат Шон по кличке Свит. В город он приехал на похороны убитой матери. Дома Сиджей обнаружил, что и в семье, и в его старой банде, «Grove Street Families» (названной так по исконной территории, улице Грув в районе Гэнтон, реальный прототип — банда 18th Street Gang, образовавшаяся в 1959 году в Лос-Анджелесе в районе Клэнтон) царит полный разлад, и был вынужден остаться. Далее он переживает падение и воскрешение банды, буквально в одиночку вытаскивая её из той ямы, в которую она угодила.
[править]
Персонажи

Главный герой рисует граффити.

Огромный открытый игровой мир и разнообразие окружения позволили разработчикам включить в игру заметно больше стилей и интересных историй, чем в GTA III или Vice City, что коснулось и персонажей.

Главной темой этапа игры, проходящего в Лос-Сантосе, к примеру, является столкновение уличных банд, которые сражаются за территорию и влияние в городе. Одной из таких группировок является и банда Сиджея, куда кроме него входят: Шон «Sweet» Джонсон, сестра главного героя Кендл Джонсон, Мелвин «Биг Смоук», Харрис, Лэнс «Райдер» Уилсон и Джеффри «ОГ Лок» Кросс. В Лос-Сантосе Карл также знакомится с лидером вражеской группировки «Varrios Los Aztecas» Цезарем Виалпандо, бойфрендом его сестры Кендл, который впоследствии становится лучшим другом Карла и не раз сражается с другими бандами: «Баллас» и «Лос Сантос Вагос».

Персонаж-хиппи, а также восточно-азиатские банды (местные триады) и латиноамериканские наркокартели встречаются в Сан-Фиерро, в то время как три мафиозных семьи контролируют игорный бизнес в Лас-Вентурасе. Также в игре присутствуют такие персонажи как Майк Торено, правительственный агент, на которого работает Карл, Каталина, будущая девушка Клода из GTA III, сам Клод и Кен Розенберг (Рози) из Vice City.

Героев GTA: San Andreas озвучивали известные актёры, в том числе и Сэмюель Л. Джексон, Фрэнк Винсент, Джеймс Вудс, Крис Пенн, Вильям Фихтнер, Энди Дик, рэпперы Айс Т, Кид Фрост, The Game и музыканты Эксл Роуз, Шон Райдер и Питер Фонда (The Truth).

San Andreas также стала первой игрой в серии, где персонажи широко использовали грубую ненормативную лексику. Grand Theft Auto: Liberty City Stories последовала примеру GTA: San Andreas в озвучивании персонажей.
[править]
Сан-Андреас

Вымышленный штат Сан-Андреас в основном располагается в южной части Калифорнии и Неваде (США) и включает три главных города. Лас-Вентурас (и окружающая пустыня) основаны на Лас-Вегасе и пустыне в Неваде; Лос-Сантос и окружающая местность напоминают Лос-Анджелес и калифорнийские пустоши; Сан-Фиерро — эквивалент Сан-Франциско. Игроки могут взойти на 800-метровую гору Чилиад (в реальности — гора Дьябло), спрыгнуть на парашюте с различных возвышенностей и небоскрёбов и посетить 12 городков и деревень в трёх округах: Ред Каунти (англ. Red County), Флинт Каунти (англ. Flint County) и Боун Каунти (англ. Bone County), крупную дамбу с гидроэлектростанцией (основана на плотине Гувера, расположенной на границе штатов Аризона и Невада), огромную секретную военную базу под названием «Area 69» (явный намёк на известную «Area 51»), радарную установку и множество других географических достопримечательностей. Сан-Андреас занимает приблизительно 44 км² (17 кв. миль), что почти в четыре раза больше Вайс-Сити, и в пять раз — Либерти-Сити.
[править]
Лос-Сантос

Лос-Сантос состоит из абсолютно разных 32 районов, начиная от беднейших гетто, с высоким уровнем преступности и заканчивая бизнес-районами с большим количеством небоскребов и дорогих автомобилей, в которых находятся телевизионные студии, международный аэропорт. Так как Лос-Сантос является прототипом Лос-Анджелеса, то разработчики игры внесли в него все основные памятки реального города. Так в нём можно найти: Watts Towers, выставочный центр Лос-Анджелеса, небоскрёбы (Capitol Records Capitol Tower и U.S. Bank Tower), голливудскую Аллею Славы и кинотеатр Грумана. Город делится на несколько основных районов, включая криминальный Гантон, Айдлвуд и Восточный Лос-Сантос (основаны соответственно на пригородах Комптон, Инглвуд и восточном районе Лос-Анджелеса). Также присутствует оживлённый деловой центр города, элитные районы Родео и Малхолланд и сияющий Вайнвуд, основанный на известном Голливуде. На склоне одного из холмов расположена огромная надпись «VINEWOOD». Также есть промышленный район «Ocean Docks».
[править]
Сан-Фиерро

Полёт на аэроплане над пустыней рядом с Лас-Вентурасом.

Сан-Фиерро представляет собой интерпретацию таких известных мест, как район Хейт-Эшбури («Hashbury»), Кастро («Queens»), Чайнатаун и мост Золотые Ворота («Gant Bridge»), также в городе воссоздан холмистый рельеф и знаменитые городские трамваи Сан-Франциско. У города есть и другие достопримечательности, в том числе башенные часы Embarcadero, небоскрёб Трансамерика-Пирамид («Big Point Building») и изогнутая улица Ломбард Стрит («Windy Windy Windy Windy Windy Street»), а также шотландские достопримечательности, среди которых железнодорожный мост «Forth Bridge» и автомобильный «Forth Road Bridge». В городе существует район под названием «Гарсиа», названный в честь лидера музыкальной группы Grateful Dead, родившегося в Сан-Франциско — Джерри Гарсиа, а также здание мэрии, аналогичное таковому в Сан-Франциско.
[править]
Лас-Вентурас

В Лас-Вентурасе игрок может посетить многочисленные казино и даже сыграть в них. Доступны такие игры как покер, рулетка,блэкджек, а также игровые автоматы. В игре присутствует возможность поставить на результаты скачек (эта мини-игра доступна и в других регионах Сан-Андреаса). В дополнение к казино в Лас-Вентурасе существуют стриптиз-клубы. Самые известные казино Лас-Вегаса детально перенесены в Лас-Вентурас; среди них казино «Камелот» («Come-a-Lot»), «Сфинкс» и соседний отель в виде египетской пирамиды — «Люксор» («The Camel’s Toe»), а также «Pioneer Club», где расположены известные неоновые рекламные вывески в виде ковбоя и девушки,[8] заменённые разработчиками на персонажей GTA: Vice City — Эйвери Кэррингтона и Кенди Сакссс соответственно.
[править]
Геймплей

Структура геймплея GTA: San Andreas аналогична двум предыдущим играм серии. Основное действие состоит из элементов экшена от третьего лица и автомобильного симулятора в большом и открытом для исследования игровом мире. Вне транспортного средства главный герой, управляемый игроком, может ходить, бегать, прыгать, лазить и плавать (в предыдущих сериях последних 2 возможностей не было), а также использовать оружие и драться врукопашную. Игроки могут угнать и использовать множество разнообразных средств передвижения, включая автомобили, мотоциклы, мопеды, квадроциклы, велосипеды, катера, самолёты, вертолёты, суда на воздушной подушке, поезда и даже реактивный ранец.

Открытое нелинейное окружение позволяет игрокам свободно путешествовать и выбирать, чем они будут заниматься в Сан-Андреасе. Однако для того, чтобы пройти игру и открыть новые города, необходимо выполнять сюжетные миссии, в остальном же они не обязательны и могут быть завершены в любое время. Вне миссий игрок свободен в действиях и передвижении, и может совершать многие противозаконные в реальном мире действия: убивать прохожих и полицейских, грабить их, взрывать автомобили и т. д. Однако такие действия привлекают внимание властей и за главным героем начинают охотиться стражи правопорядка. Чем больше хаоса создаёт игрок, тем большие силы привлекаются для его сдерживания: небольшие проступки пытается уладить местная полиция, в то время как на более высоких уровнях разыскиваемости преступника встречают команды специального назначения и даже военные подразделения с поддержкой тяжёлой бронированной техники и воздушным сопровождением в виде истребителей и полицейских вертолётов.

Также игрок может исследовать возможности игры, находя секреты от разработчиков, играть в мини-игры и выполнять побочные миссии. Традиционные для серии несюжетные задания были включены и GTA: San Andreas — игрок может поработать таксистом, развозя пассажиров, стать пожарным и тушить горящие автомобили, доставлять пострадавших людей в больницу, а также сражаться с преступностью в роли борца за справедливость. Всё это не остаётся незамеченным, и игрок получает дополнительные бонусы. Появились и новые миссии (среди которых профессии дальнобойщика и машиниста поезда, требующие от игрока доставки груза за ограниченное время), а также школы обучения вождению автомобиля и мотоцикла, пилотированию и управлению катерами, которые помогают игрокам обрести необходимые навыки для использования соответствующего транспорта.

В отличие от Vice City и GTA III, в которых при пересечении границ районов города появлялся загрузочный экран, Сан-Андреас представляет собой «бесшовный» мир, в котором игрок может путешествовать без пауз. Экран загрузки появляется в игре только перед внутриигровыми скриптовыми сценами и перед входом в здания. Этот факт был достаточно неожиданным для игроков, учитывая, что Сан-Андреас в четыре раза превышает размеры Вайс-Сити и в пять раз больше Либерти Сити. Другое заметное отличие между GTA: San Andreas и его предшественниками состоит в том, что в игре отсутствуют т. н. «спрятанные пакеты» (которые были заменены на граффити, подковы и раковины), а также миссии «Ярости» (англ. «Rampages»).
[править]
Нововведения

В игру было включено большое количество новых возможностей.

Появились новые средства передвижения, в том числе велосипеды (которые также принесли и новую систему управления), тягачи с отсоединяемыми трейлерами-прицепами, полицейские мотоциклы, эвакуаторы с управляемым краном, комбайны, квадроциклы, аэропланы, военный истребитель, реактивный ранец и поезда. Всего в игре присутствует около двухсот видов транспортных средств (например, в GTA Vice City всего 120 видов).

Впервые в серии главный герой может плавать, нырять и перелезать через ограждения.

Для усиления огневой мощи игроки могут использовать два оружия одновременно, а также управлять автомобилем, в то время как члены своей банды будут вести огонь во время движения. Камера, боевая модель и система прицеливания были переработаны по примеру другой игры Rockstar, Manhunt. Сюда входят как изменение цвета маркера прицеливания с зелёного на красный в зависимости от уровня здоровья цели, так и различные элементы скрытного прохождения миссий.

Также в игру была включена возможность установить маячок на карте местности, после чего на мини-карте данная точка отображалась специальным значком. Это позволяет быстрей найти дорогу к нужному месту, что было особенно актуально в динамичных миссиях в обширном мире Сан-Андреаса.

В игре появились разные номерные знаки, приблизив её к реальности.
[править]
Персонализация

Сиджей в Лос-Сантосе.

Разработчиками была введена возможность изменять внешность главного героя. Одежда и аксессуары (которые игроки могут приобрести во множестве магазинов Сан-Андреаса), новые стрижки и татуировки — всё это может приобрести Сиджей, и эти изменения вызывают более заметную реакцию у NPC, чем в GTA: Vice City. Также игрок должен следить за здоровьем Карла, регулярно питаясь в фастфуд закусочных (например, Cluckin' Bell), в столовых, барах и ночных клубах, перекусывая в торговых автоматах, или покупать еду у продавцов на улице. Поглощение пищи и физические упражнения влияют на мускулатуру и внешность главного героя. Если Карл съест слишком много за короткий промежуток времени, то почувствует недомогание и его стошнит, а если он переедает регулярно, то растолстеет и станет медленнее ходить. Если же главный герой долгое время не ест, он теряет мускулатуру, а позже начинает уменьшаться и здоровье. Также в игре отмечаются некоторые навыки Карла: вождение, стрельба, выносливость и объём лёгких, которые совершенствуются каждый раз, когда их использует игрок. Всё это представляет собой элементы ролевой игры в GTA: San Andreas.

Сиджей может изучить три разных стиля рукопашной борьбы в гимнастических залах в каждом из трёх городов игры. Также главный герой может разговаривать со многими прохожими, включая наркодилеров, проституток и членов его банды. Авторитет Карла среди членов банды «Grove Street Families» изменяется в зависимости от его внешности и действий, а также отношений с его девушками. Rockstar заявляли, что у Сиджея в сумме около 4200 строчек в монологах и диалогах, которые он произносит на улицах.[9]
[править]
Улучшенный искусственный интеллект

Другое улучшение в игре связано с искусственным интеллектом. Теперь игрок не может убить человека днём на оживлённой улице и не вызвать никакой реакции со стороны прохожих. Большинство свидетелей убегут или станут звать на помощь, а некоторые вооружённые граждане и члены вражеских группировок начнут атаковать Сиджея, в то время как члены своей банды станут защищать его, стреляя в противников. Это усложняет нижеописанные ограбления домов, так как их жители будут вызывать полицию, а в некоторых случаях и доставать оружие. Посадка военного истребителя или вертолёта в людном месте вызовет панику среди граждан.

Однако иногда встречаются недоработки: например, машины, едущие по шоссе, останавливаются и не объезжают стоящий автомобиль, что приводит к скоплению машин. Низколетящие самолёты иногда задевают здания и падают.
[править]
Модификация автомобилей

Спортивный автомобиль с азотным ускорителем в Сан-Фиерро.

«TransFender», «Wheel Arch Angels» и «Loco Low Co.» — вымышленные салоны по тюнингу автомобилей в Сан-Андреасе. Эти компании предоставляют широкие возможности для модификации — от установки нитро-ускорителя до встраивания гидравлической подвески. Большинство модификаций предназначены для изменения внешнего вида автомобиля. Модифицировать можно многие, но не все транспортные средства. Изменять или устанавливать можно системы впрыска азота, пневмоподвеску, виниловые аппликации, колёсные диски, элементы кузова и стереосистему. На некоторых авто можно сменить тип крыши.
[править]
Войны за территорию

После достижения определённого момента в сюжетной линии у игрока появляется возможность развязать войну среди уличных банд Лос-Сантоса. Цель каждой группировки при этом — захватить и удержать как можно больше территории города с целью получения прибыли с завоёванных районов. Чем больше территории у банды под контролем, тем больше денег зарабатывает главный герой. Сражение с вражеской группировкой можно начать (одному или при поддержке членов «Grove Street Families»), вторгшись на чужую территорию (разделённую на секции на карте по цветам владеющих ими банд) и убив 3 членов вражеской банды. Если игрок сможет выдержать несколько атак врагов (всего их три), территория переходит к «Grove Street Families» и её члены начинают охранять улицы этого района. Аналогично, территория игрока может быть атакована вражеской группировкой, и для удержания района потребуется защитить его.
[править]
Квартирные кражи

Другой криминальной составляющей игры является возможность грабить дома.[10] Угоняя грузовик для перевозки награбленного, Сиджей может прокрадываться в жилые здания и выносить ценные вещи и деньги. Украденное игроком отвозится на грузовике в специальное место и обращается в наличные. А если Сиджей награбит имущества на 10 000 долларов, то в награду он получит 3 000 долларов и бесконечный быстрый бег.
[править]
Мини-игры

Карл в казино Лас-Вентураса.

Разработчики включили в проект множество разнообразных мини-игр, таких как баскетбол, бильярд, ритмические игры в виде дискотек и «танцев» на автомобильной гидроподвеске, игровые автоматы с классическими аркадными развлечениями — Gyruss и Gradius (в игре соответственно They Have Crawled From Uranus и Go Go Space Monkey). Присутствует и вышеупомянутая возможность играть в азартные игры: блэкджек, покер, рулетка и другие игры, типичные для казино.
[править]
Мультиплеер

Кооперативный режим для двух игроков присутствует в версиях игры для PlayStation 2 и Xbox. Маркеры, обозначающие режим для двух игроков, присутствуют в нескольких регионах Сан-Андреаса. Если один игрок подойдёт к маркеру, а второй нажмёт на своём контроллере любую кнопку, включится специальный режим игры, аналогичный «Миссиям ярости» в предыдущих частях серии. Два игрока могут использовать машину или путешествовать пешком. Оба управляемых персонажа видны на экране одновременно, из-за чего они не могут отходить далеко друг от друга. Также моддеры пытались сделать мод, который добавит этот скрипт и в ПК-версию. У них это отчасти получилось, но с управлением было не очень удобно, поскольку на ПК главное управление — клавиатура.

Для ПК-версии San Andreas было создано несколько неофициальных модификаций, которые позволяют играть по Интернет и локальной сети. На сегодняшний день известны следующие модификации: Multi Theft Auto, Tournament, Rumble и San Andreas Multiplayer, пользующийся большой популярностью благодаря широким возможностям для создания игровых режимов.

SA:MP 0.1 появился в 2006 году и быстро завоевал популярность. MTA долго разрабатывалась в «приватном» режиме, и потому не стал популярным. На данный момент актуальны MTA 1.0.4 и SA:MP 0.3a.